Русская иконопись

Жизнь исконно русского человека невозможно себе представить без церкви и ее влияния. Во всех домах ранее были обустроены специальные иконостасы, а икона сопровождала человека на протяжении всей его жизни. Богатство исполнения икон было самым разным и определялось зачастую в зависимости от уровня достатка ее владельца.

Иконопись не относится к традиционным направлениям живописи, но при этом ценность этого вида искусства переоценить неимоверно сложно. Причем не только историческую, но и художественную ценность. Все иконы имеют свою историю, каждая из них переживала времена возрождения и забвения. Но неизменно именно в иконах была воплощена вся сила и самобытность русской души, ее вера в добро и светлое будущее.

Сегодня все более активно возрождается заинтересованность в иконах. Причем не только со стороны профессиональных коллекционеров, но и обычных обывателей. Многие хотят возродить историю своих предков. Ведь без славной истории нельзя надеяться на будущее, которое будет наполнено победами и радостью.

 

История и особенности русской иконописи

Впервые на Руси иконопись появилась примерно в X веке. Произошло это сразу после принятия христианства. На тот момент русские иконы по стилю своего написания практически ни в чем не отличались от византийских, которые исповедовали канонический формат отображения божественных композиций. Но при этом и речи не шло о полном принятии русским человеком того облика Бога, который был традиционен для Византии.

Главная тема тех икон так или иначе затрагивала всепрощение. Наиболее часто изображалась Святая Троица, которая была предметом поклонения для всех и каждого. Русские иконы смогли гармонично вместить в себя не только строгость и аскетизм. Нашлось в них место для любви и радости. И именно эти мотивы стали постоянным спутником икон того периода.

Особое внимание при написании икон уделялось изображению глаз. В них скрывалась невиданная сила, которая понимала все беды человека и была способна помочь ему в трудной ситуации. Даже на самых статичных сюжетах создавалось стойкое ощущение живого присутствия духовной силы Создателя. Уникальное ощущение, которое захватывало дух и заставляло верить в Бога.

Все русские иконы оформлялись по направлению от центра к краям. Именно в центре и формировалась композиция. Рядом с центральной фигурой всегда находилось место второстепенным персонажам. Такой вариант оформления прямо указывал на превосходство вселенского мироздания над суетой человеческого бытия. Но при этом выражалось и единство Бога с теми душами, которые были им созданы.

 

Школы иконописи

    Наибольшую известность получили такие из них:
  • Новгородская – отличалась простым и лаконичным языком повествования. В основе композиций мастеров этого направления преобладало противостояние крупных элементов и ярких тонов локального характера. Все детали были тщательно проработаны и отлично сбалансированы. Симметричное исполнение компонентов формировало стойкое ощущение логической завершенности композиции. Но довольно часто общее строение картины имело ярусное исполнение с расположением объектов друг над другом;
  • Псковская – эти иконы представлены достаточно экспрессивным языком без особой симметрии и устойчивости. За счет этого и формировался особый колорит с преобладанием ярких красок. В качестве фона зачастую выступал желтый или золотой оттенок в достаточно спокойной гамме. Для разделения одеяний использовалась техника нанесения тончайших нитей из золота. Это позволяло сформировать эффект мерцания и еще более повышало привлекательность иконы;
  • Московская – именно иконы этой школы по праву считались венцом всего древнерусского искусства. Ранняя эпоха этой школы практически не оставила от себя следов, но начиная с XIV века все более явно прослеживались следы владимирских традиций с постепенным отказом от тех дополнений, которые пришли из Византии. На рубеже XIV – XV вв. в этих иконах отчетливо проявлялся синтез местных, южнославянских и византийских мотивов.
  •  

Особенности русской иконописи и смена вектора написания икон

Иконопись на Руси выгодно выделялась среди стилей написания икон, которые были приняты у других народов. Русские иконы имели отчетливое обозначение силуэта, ясный баланс между различными цветовыми плоскостями и обладали ярко выраженной открытостью в отношении стоящих перед ними людей.

Наивысший расцвет иконописи приходится на XIV – XV вв. Два последующих столетия были ознаменованы упадком этого направления искусства. А затем ему на смену и вовсе пришла масляная живопись, которая вобрала в себя множество приемов художественных школ западных стран. Икона стала более схожей с обычным портретом, а к ее написанию все более активно привлекались светские и неверующие художники.

 

Икона – уникальное художественное и культурное наследие, которое оставило после себя значительный вклад в историю Руси. Сегодня техника их написания осталась в прошлом. Но славные традиции живут и поныне. Живут в сердцах людей и наполняют их верой, надеждой и силой. Ведь именно всего этого нам так порой и не хватает.